среда, 24 августа 2011 г.

Индийская философия для чайников, часть 1. Что это?

Начав заниматься йогой (даже не серьезно, даже не регулярно) часто попадаешь в философскую волну размышлений о том, как нужно жить. Если на это, как у меня, накладывается переезд в дргую страну, полная смена круга общения, новая работа, поступление в университет и замужество (все в течение нескольких месяцев), то желание искать спасительные палочки-выручалочки становится сильным.
Пока, копаясь в своих тараканах, я поняла, что мне жизненно необходимы два инструмента: магический стабилизатор и волшебный упрощатель. Я нахожусь в поисках этих гаджетов и возможным "лекарством" мне показалась индийская философия. 
Мне очень захотелось понять, что же это и с чем его едят. Я заказала себе в библиотеке несколько книг на тему, а пока штудирую статьи из Википедии пытаясь максимально упростить, понять и разжевать для себя информацию. Буду делиться здесь своими открытиями.




   Ганеша или Ганапати (санскр. गणेशGaṇeśa)  -  в индуизме бог мудрости и благополучия.

Говоря "индийская философия" мы имеем ввиду совокупность философских теорий всех индийских мыслителей - как древних, так и современных. Учитывая, что первоисточники индийской философии, веды, датируются 1500г. до н.э., можно представить себе, о каком масштабе различных учителей, учений и их ответвлений идет речь. 

Один из основных признаков, по которому возможно классифицировать индийские философские школы - это а́стика (санскр. आस्तिक) и на́стика (санскр. नास्तिक). Астика признает авторитет Вед и жизнь после смерти, а настика нет. Название происходит от санскритского глагола (асти (теист) – существует, насти (атеист) – не существует). По одной из самых ранних формулировок («Законы Ману», II. 3), «последователь настики – это тот, кто не признает авторитета Вед».

*здесь мне просто необходимо отвлечься: для меня тот факт, что ноги у йоги растут из древнейшего памятника правовой мысли, является и знаком, и просто поводом для восторга*

К астике относятся: самкхья, ньяя, вайшешика, миманса, йога и веданта.
К настике относятся: джайнизм, буддизм, локаята (чарвака, материализм). Сикхизм возник позже, но с точки зрения индуизма также относится к настике. 

Мой план - постепенно понять, что означает каждое из этих слов. Но пока мне до этого еще далеко. 

1 комментарий:

  1. Ммм))) ням-ням) я тоже хочу курс для чайников. С нетерпением жду продолжения)

    ОтветитьУдалить